Новости систем безопасности

К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРОВ И СТИЛЕЙ УЗБЕКСКОЙ ЭСТРАДНОЙ МУЗЫКИ

Период активного формирования Узбекских хитов начался со второй половины ХХ века. На ее развитие большое влияние оказывали как тенденции мировой эстрадной музыки, так и творчество мастеров искусства узбекского музыкального фольклора. Эстрадная музыка, будучи самой массовой формой музыкального творчества, конечно же не может не отражать процессы, происходящие в обществе. Исторические этапы развития жанрово-стилевых особенностей узбекской эстрадной музыки неразрывно связаны с культурными, социальными и экономическими изменениями, происходившими в стране. К началу 90-х годов узбекская эстрада смогла приобрести свои специфические, особенные и многогранные черты, которые заложили основу для дальнейшего и плодотворного ее развития на современном этапе. Традиционные описательно-исторические методы не в состоянии полноценно и объективно отразить современные тенденции популярной музыки, что требует дальнейшего теоретического обоснования и разработки новых методологических подходов к изучению и систематизации современной эстрадной музыки.

Исследуя процессы становления узбекской эстрадной музыки, Л. Юсупов (1996) указывает на три основных периода развития, связанных с зарождением в республике новых форм и стилей эстрадной музыки. Также, автор приводит названия коллективов и годы их образования, которые стали ключевыми в становлении узбекской эстрадной музыки, имена композиторов, творчество которых определило стилистическое направление узбекской эстрадной песни, деятельность мюзик-холла, отмечает влияние жанров советской и западной массовой музыки на различных этапах развития. Автор выделяет три стадии формировании оркестрового стиля узбекской эстрадной музыки: первая — «связана с обработками фольклорных образцов и лирических песен композиторов республики, где признаки эстрадности заложены в интонационно-ритмической и жанровой природе обрабатываемого материала, в общении со зрителями»; вторая — активизация «творчества композиторов Узбекистана, воспитанных на современной эстрадной песне и джазе»; третья -«создание оригинальных оркестровых композиций, где национальная специфика, синтезируясь с джазом, роком, другими современными стилевыми направлениями»

По определению Д. Муллажнова (2004) в узбекской музыкальной эстраде существует два типа мелодической интонации — интонации «Ёр-ёр» и интонации «^оришма» или «Дил ёзди». Эти мелодические интонации являются основой для большого количества современных узбекских эстрадных песен, являясь их жанровыми или стилевыми компонентами. При этом, автор классифицирует интонацию эстрадных песен на три категории: традиционные интонации; интонации, подражающие зарубежным шлягерам; скопированные интонации с зарубежных хитов.

Рассматривая эстрадный пласт узбекской музыкальной культуры нельзя не отметить деятельность Эстрадно-симфонического оркестра Узтелерадио, работу Ташкентского мюзик-холла, джазовых биг-бэндов, ВИА групп и отдельных солистов данного жанра. Если 60-е годы рассматривать как период формирования узбекской эстрадной музыки, то 70-е и 80-е годы были периодом ее развития и расцвета. Легендарные группы и исполнители в условиях строгой цензуры создавали шедевры эстрадного искусства, формируя неповторимый облик узбекской эстрадной музыки.

Большой вклад в становление и развитие узбекской эстрады внесли композиторы: М. Бурханов, И. Акбаров, Э. Салихов, Э. Каландаров, Е. Живаев, Д. Ильясов и многие другие.

Основу эстрадного вокального исполнительства заложили Б. Закиров, Ф. Закиров, Л. Закирова, Ю. Тураев, Р. Шарипова, М. Шамаева, Ш. Низамутдинов, Н. Нурмухаммедова и многие другие талантливые исполнители. В их творчестве отразились стили и направления мировой поп и рок-музыки. Особую значимость имела деятельность таких композиторов и аранжировщиков как, Э. Каландаров, А. Михайлов, А. Кролл, Е. Живаев, Д. Ильясов и др.