Восстановление бухгалтерского и налогового учета

Что такое восстановление бухгалтерского и налогового учета

В понятие «восстановление» входят следующие составляющие:

  • Процесс сортировки и обработки документации;
  • Процедура восстановления данных по учету в бухгалтерском ПО;
  • Осуществление анализа документов на соответствие законодательству;
  • Проверка того, насколько правильно исчислялись налоговые платежи и составлялись декларации;
  • Консультирование по вопросам дальнейшего ведения учета.

Когда требуется восстановление бухгалтерского учета

Необходимость восстановить бухгалтерский и налоговый учет за предыдущие периоды бывает связано с несколькими ситуациями:

  • Частое изменение нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет;
  • Отсутствие у бухгалтера времени на их изучение из-за большого объема работы;
  • Частичная или полная утеря документации по разным причинам;
  • Порча документации или намеренное изменение данных уволенным сотрудником;
  • Когда бухгалтерский учет не велся вообще;
  • Произошли обстоятельства непреодолимой силы (пожар и так далее);
  • Низкий профессионализм бухгалтера;

Кратко охарактеризуем каждый пункт.

Изменение нормативных актов

Действительно, законодательство меняется часто и порой у бухгалтера просто физически не хватает времени, чтобы следить за ними. Тогда об умысле здесь говорить не приходится.

Частичная или полная утеря документации

Причин, по которым часть документов может быть утеряна много. Произошли ли непредвиденные обстоятельства (пожар) или какие-то другие, учет все равно придется восстанавливать.

Порча документации или намеренное изменение данных уволенным сотрудником

Нередки ситуации, когда уволенный сотрудник из чувства глубочайшей обиды на бывшее руководство уничтожает либо меняет данные в бухгалтерской программе.

Все это несет за собой последствия не только для самой компании, но и для человека который придет на это место работать. Если он обладает достаточным профессионализмом, то, возможно, и выправит ситуацию сам, но чаще всего приходится обращаться к специалистам.

Если бухгалтерский учет не велся вообще

Возможно, это звучит нереально, но и сейчас есть компании, которые не уделяют должное внимание учету и отчетности. Данные фиксируются в простых тетрадях и это еще в лучшем случае.

Низкий профессионализм бухгалтера

Случается, что необходимость восстановления учета обнаруживает сам бухгалтерский работник. При формировании отчетности цифры расходятся друг с другом, невозможно свести баланс, в разноске ошибки.

Чаще всего, это следствие небольшого опыта работы, а не того, что бухгалтер плохой. А бывает и так, что ошибки в отчетности обнаруживают уже специалисты ФНС.

Последствия этого печальны. Восстанавливать учет они точно не будут. Закончится это может не просто штрафом, а уже следствием и судебным разбирательством.

Если в вашей компании ситуация именно такая, не дотягивайте до момента, когда придет налоговая проверка. Заказывайте аудит и приводите учет в порядок.

Что делать в каждом из описанных случаев? В любом из них учет придется восстанавливать. Вполне естественно, что во время этой процедуры может возникнуть ряд проблем.

Придется заниматься восстановлением утерянной документации, составлять заново или изменять существующую электронную базу данных. Все это занимает время, которого обычно и так не хватает.

Прежде всего стоит определиться, кто будет заниматься всей процедурой восстановления. На самом деле здесь не так уж и много вариантов.

Способы восстановить бух. учет: достоинства и недостатки

Наименование способа Достоинства Недостатки
Полная смена штата бухгалтерии Выплачивается фиксированная зарплата Определить сразу, профессиональны ли эти люди, не получится
Привлечь к процессу консультанта Нет Нет гарантии получения результата
Обратиться к бух. фирме Работают профессионалы, можно получить пояснения и обоснования ко всем данным Часто высокая стоимость

Из таблицы мы видим, что обращение к профессионалам несколько упрощает процедуру и дает гарантированный результат.

Последствия нарушения правил ведения бух. учета

Если организация или предприятие грубо нарушает порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, постоянно нарушает сроки сдачи отчетности, ничем хорошим это не закончится.

Основная проблема не в налоговых платежах, которые придется вносить, а в том, что рано или поздно такая компания попадет под пристальное внимание контролирующих органов.

Следующее негативное последствие заключается в том, что если учет практически отсутствует, то контролировать наличие ТМЦ, финансовых средств и активов становится практически невозможно.

Также компания не может отстоять свою правоту, если возникнут спорные вопросы между ней и налоговыми органами. Руководству компании просто нечем будет аргументировать свою позицию.

Нужно помнить и о том, что ФНС может подвергнуть аресту все счета компании.

Кроме того:

  • Возникают проблемы с кредиторами;
  • Трудно отследить имущественное положение предприятия.

Трудности, которые могут возникнуть в процессе восстановления

  • Процесс занимает длительное время: от 2 недель до нескольких месяцев;
  • Увеличение суммы налогов (даже оплаченных) и заранее сумму просчитать трудно.

Кто принимает участие в восстановлении

  • Сотрудники бухгалтерии, которые готовят, обрабатывают и проводят бухгалтерские документы;
  • Специалисты по аудиту, которые ставят задачи и контролируют их выполнение (на соответствие закону);
  • Специалисты по работе с налогами, которые проверяют отчетность на соответствии НК РФ.
716 0

Добавить комментарий

Другие новости

Разное

Обращаем внимание на нюансы выбора кондиционера

Подробнее
Разное

Пакетные выключатели ПВ

Подробнее
Разное

Эти правила помогут подобрать качественные и комфортные для рук перчатки

Подробнее
Разное

Как использовать алгоритмы Tinder

Подробнее